Зачем в организации нужна система управления охраной труда?
Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).
СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:
- контролировать опасные производственные факторы;
- управлять производственными рисками;
- предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
- минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
- создать интегрированную систему менеджмента.
Система управления охраной труда состоит из основных элементов:
- политики;
- организации;
- планирования и применения;
- оценки;
- действий по совершенствованию.
Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.
Документацию по охране труда нужно вести аккуратно и актуализировать по мере необходимости в зависимости от масштаба и профиля предприятия. Подобная информация должна доводиться до сведения работников и быть доступной в любое время. Документация может охватывать:
- политику по охране труда;
- распределение обязанностей по охране труда;
- главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;
- учет мероприятий по охране труда;
- перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профессиональных заболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;
- нормативы и правила охраны труда;
- учет вредного воздействия;
- результаты контроля состояния производственной среды;
- данные обследования состояния здоровья сотрудников;
- результаты мониторинга;
- технические и организационные процедуры;
- инструкции и прочие взаимосвязанные внутренние регламенты.
Еще один ключевой элемент СУОТ заключен в создании внутренних коммуникаций на предприятии для:
- получения и документирования сообщений, связанных с охраной труда, и надлежащего реагирования на них;
- передачи информации по охране труда между различными уровнями в структуре предприятия;
- получения идей и предложений по охране труда от работников и их представителей.