Императивность в нормировании численности службы ОТ недопустима
Подготовленные ранее рекомендации Минтруда РФ, направленные на регулирование численности и структуры службы охраны труда на предприятиях получили отрицательную оценку регулирующего воздействия.
Документ подготовлен в соответствии с положениями ст.223 ТК РФ в обновленной редакции №311-ФЗ от 02.07.2021. Она наделяет правом по формированию внутренней службы охраны труда работодателя, который должен учитывать рекомендации федерального органа исполнительной власти, занимающегося выработкой и реализацией госполитики и нормативно-правовым регулированием в сфере труда.
Отрицательная позиция выражена в заключении Минэкономразвития РФ. В заключении Министерства экономического развития РФ поясняется главная причина того, что проект приказ ведомства не прошел ОРВ. Она связана с императивностью некоторых положений документа, а также чрезмерным количеством запретов, ограничений и обязанностей для физических лиц и юрлиц.
Наличие императивности подразумевает присутствие в нормативно-правовом акте категоричных появлений, которые вводят ограничения, регламентируют юридические обязанности и закрепляют ключевые юридические права. Как пояснили в Министерстве экономического развития, проект приказа может расцениваться как документ, вводящий перечень обязательных требований, что позволит контрольно-надзорным органам трактовать его положения в качестве обязательных к исполнению.
Однако Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных актов (утверждены приказом Минюста РФ от 23.04.2020 №105) не предполагают, что нормы рекомендательного характера включают императивные предписания. Наоборот, в таких документах должны содержаться формулировки, подтверждающие их рекомендательную природу. Если существует необходимость присутствия обязывающих предписаний, содержащихся в НПА, нужно вставлять ссылку с реквизитами такого нормативного акта.
В связи с этим можно сделать вывод, что проект приказа, предложенный Минтрудом РФ не соответствует положениям ст. 223 Трудового кодекса РФ в редакции №311-ФЗ. Используемый разработчиками подход выходит за рамки регламентированных этой статьей компетенций.
В соответствии с результатами выполненной оценки регулирующего воздействия и учитывая сведения, указанные разработчиками в сводном отчете, Минэкономразвития РФ сделаны несколько выводов:
- недостаточно обоснованный механизм решения проблемы предложенным методом регулирования;
- присутствие в проекте приказа положений, которые содержат избыточные нормы обязывающего, ограничивающего и запрещающего характера для физлиц и предприятий;
- присутствие положений, вызывающих необоснованные затраты предприятий и бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Минэкономразвития России также провело публичные консультации по проекту приказа Минтруда. Все предложения и замечания представлены в приложении к заключению ОРВ в сводной таблице из 53 пунктов.
Очевидно, что в этой связи приказ Минтруда РФ ждет доработка.
В случае устранения замечаний Минэкономразвития приказ приобретет полностью рекомендательный характер. Благодаря этому он утратит регулирующее воздействие. Как следствие и структуры служб охраны труда не претерпят каких-либо серьезных изменений, особенно в тех компаниях, где к охране труда относятся без должного внимания. Там, как и раньше, специалист по охране труда cможет работать на полставки, совмещая вместе с этим множество других должностных обязанностей.
Прикрепленные файлы:
Проект приказа по методологии расчета численности службы ОТ.pdf