Deprecated: strpos(): Passing null to parameter #1 ($haystack) of type string is deprecated in /var/www/ela365.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 7300

Deprecated: str_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated in /var/www/ela365.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 2189

Deprecated: strpos(): Passing null to parameter #1 ($haystack) of type string is deprecated in /var/www/ela365.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 7300

Deprecated: str_replace(): Passing null to parameter #3 ($subject) of type array|string is deprecated in /var/www/ela365.ru/public_html/wp-includes/functions.php on line 2189

Notice: unserialize(): Error at offset 41 of 158 bytes in /var/www/ela365.ru/public_html/wp-content/plugins/mailpoet/lib/Entities/SettingEntity.php on line 49
Фиктивный штраф за смертельно опасные нарушения - Академия Электронного Образования

Звонок по России бесплатно.

Фиктивный штраф за смертельно опасные нарушения

Выбери курс
Обучение доступно сразу после оплаты.
Купи
Положи курс в корзину и оплати.
Обучись онлайн
Изучи материал и пройди тестирование.
Забери документ
Оригинал доставим почтой бесплатно.

Фиктивный штраф за смертельно опасные нарушения

Штраф за передвижение по ж/д путям является одним из видов административного наказания нарушителей, переходящих железную дорогу в неположенном месте. Но является ли он достаточной мерой наказания в целях предупреждения подобных правонарушений в будущем, если его размер составляет всего 100 рублей?! Размер административного штрафа согласно положению КоАП не может быть менее ста рублей. Всего в кодексе предусмотрено 13 правонарушений, за которые предусмотрен минимальный штраф в размере 100 рублей, при этом
4 из них касаются вопросов безопасности на жд транспорте.

Железнодорожные станции, пути, пассажирские платформы, иные связанные с движением электропоездов объекты выступают зонами повышенной опасности. Ключевая причина травм и гибели людей при нахождении на объектах ж/д инфраструктуры – грубое нарушение пострадавшими правил личной безопасности. Зачастую люди не пользуются специальными мостиками и подземными переходами для безопасного попадания на другую платформу, а сокращают свой путь, следуя непосредственно через ж\д полотно. Причем нередко происходит это даже при наличии уже двигающегося по путям поезда.

Для перехода через ж/д путь шириной в несколько метров человеку в среднем потребуется 5-6 секунд. Поезд, следующий со скоростью 90 км/ч, за 1 секунду продвигается на 25 м, т.е. за 6 секунд он проедет 150 метров. Этого несложного математического расчета достаточно, чтобы понять, насколько велик риск получения травм, несовместимых с жизнью, в такой ситуации.

Правила пребывания граждан в зонах повышенной опасности, а также перехода через ж/д пути, утверждены приказом Минтранса РФ № 18 от 8.02.2007 г.

В соответствии с данными правилами проезд, переход через ж/д пути допускается лишь в установленных и оборудованных в этих целях местах – по пешеходным надземным или подземным переходам, тоннелям, мостам, ж/д переездам, путепроводам, а также иным местам с соответствующим обозначением. Кроме того, согласно этому НПА, на пассажирских платформах и ж/д путях запрещено:

  • пролезать под платформами и ж/д составом;
  • перелезать через сцепляющие устройства между вагонами;
  • заходить за край пассажирской платформы;
  • бегать по платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом;
  • устраивать какие-либо подвижные игры;
  • оставлять детей без присмотра;
  • прыгать с платформы на ж/д пути;
  • проходить по ж/д переезду при запрещающем сигнале светофора вне зависимости от положения и наличия шлагбаума;
  • подниматься на опоры контактной сети, воздушных линий и искусственных сооружений;
  • прикасаться к проводам контактной сети и воздушных линий электропередачи;
  • приближаться к оборванным проводам;
  • находиться в состоянии любого вида опьянения;
  • повреждать объекты инфраструктуры ж/д транспорта;
  • повреждать, пачкать, загораживать, снимать, несанкционированно устанавливать какие-либо носители информации;
  • оставлять на ж/д путях предметы;
  • иметь при себе вещи, способные травмировать людей;
  • иметь при себе опасные для окружающих вещества;
  • находиться на ж/д путях.

При этом из всего вышеперечисленного реально наказуемое действие — это переход по ж/д путям в непредусмотренных для этого местах. Такой поступок расценивается как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 11.1 КоАП РФ. Оно влечет за собой альтернативное наказание: либо предупреждение, либо наложение административного штрафа в размере 100 рублей. Эта норма права (ч.5 ст. 11.1 КоАП РФ) не изменялась с 2007 г. Последняя ее редакция от 22.06.2007 г.

Ст. 2.3. КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит лицо, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Это означает, что если правонарушитель достиг 16-летнего возраста, он подлежит административной ответственности, в том числе за деяния, предусмотренные ст. 11.1 КоАП РФ.

Если же правонарушитель младше 16 лет, то он освобождается от ответственности, но в таком случае, нахождение ребенка на ж/д путях может быть расценено как ненадлежащее исполнение обязанности по его воспитанию и обучению со стороны его родителей.

Тогда к административной ответственности могут быть уже привлечены родители в соответствии со ст. 5.35. КоАП РФ. Наказание здесь: предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100-500 рублей.

Правоприменительная практика же показывает, что подобные мероприятия проводятся крайне редко. Кроме того, установить причинно-следственную связь между переходом ребенком ж/д путей в неустановленном месте и воспитанием родителей не так просто. Вместе с тем правоохранительные органы и, в частности, линейные отделы МВД РФ (транспортная полиция) уведомляют родителей посредством размещения информации на официальных сайтах подразделений МВД о том, что именно родители (законные представители) обязаны разъяснить несовершеннолетним правила поведения в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью, физическому и интеллектуальному развитию, а также принимать меры по недопущению пребывания несовершеннолетних в таких местах без сопровождения взрослых.

Итак, рассмотрим более детально, что еще законодательно предусмотрено за несанкционированное передвижение по железнодорожному полотну.

Согласно ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ нарушение правил проезда гужевым транспортом, прогона скота через ж/д пути, выпаса скота вблизи ж/д путей грозит правонарушителю предупреждением или наложением административного штрафа гражданам в размере 100 рублей; должностным лицам – 100-300 рублей.

При этом неважно, вышли, выехали ли вы на рельсы ненадолго либо бродите или ездите по ним длительное время. Следовательно, как только вы пересекли пути (пешком или на транспорте) в месте, где право выхода на них не предусмотрено, и это обнаружили компетентные должностные лица, они могут составить протокол об административном правонарушении с последующим вынесением постановления и наложением административного штрафа. Это будет сделано только в случае, если должностное лицо не ограничится устным предупреждением.

Косвенно относящимся сюда составом правонарушений выступают деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ, а именно: посадка или высадка людей на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда граждан местах, а также самовольная без надобности остановка поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде. Это может повлечь наложение административного штрафа в размере все тех же 100 рублей.

Сравнительный анализ Правил пребывания граждан в зонах повышенной опасности и КоАП РФ позволяет прийти к выводу, что в настоящее время реальная административная ответственность предусмотрена далеко не за любое запрещенное поведение в районе ж/д полотна или на ж/д транспорте. То есть ответственность граждан за нарушение существующих запретов действующим административным законодательством в полной мере не предусмотрена. Минтранс пытался устранить такой правовой пробел. Однако законопроект не нашел поддержки в российском парламенте.

Несмотря на высокую травмоопасность указанных правонарушений и большое число ежегодно фиксируемых смертельных случаев законотворцы не спешат вносить изменения в действующие нормы права, в том числе в части размеров штрафных санкций за рассматриваемые проступки. В одном только Подмосковье по состоянию на конец 2017 г. были зафиксированы 330 смертельных случаев на железной дороге и 435 фактов травмирования. На ст. Обухово Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге за январь и февраль 2021 г. травмы получили 23 человека, 15 погибли. В 2020 г. там погибли 128 человек, 65 пострадали. Статистика ужасает!

Минтранс Московской области провел анализ смертельных случаев на железной дороге за 2020 г. Чаще всего на ж/д полотне гибнут мужчины – 175 человек (свыше более 80% от всех погибших). 37% погибших – граждане от 35 до 54 лет. В ведомстве отметили, что несанкционированный переход – самая распространенная причина смертности на ж/д.

Для недопущения случаев травмирования граждан на железной дороге в Московской области проводятся профилактические мероприятия. Так, за 2020 г., согласно докладу министерства, на ж/д инфраструктуре ликвидировано 220 «народных троп», установлено 48 информационных плакатов, проведено около 40 рейдов в местах частого травмирования граждан, проведено 34 профилактические лекции в школах, а также ведется информационная и разъяснительная работа с гражданами и в СМИ.

Статистика Подмосковья показывает, что после перекрытия популярных «народных троп» смертельные случаи в этих местах не повторялись, а в результате рейдов на ж/д инфраструктуре — показатель летальных исходов снизился на 95%.

А теперь самое интересное. 

Еще в 2018 г. Минтранс РФ предлагал ввести новые составы административных правонарушений в указанной сфере. В частности, было предложено штрафовать за проход по пешеходным переходам через ж/д пути при запрещающем сигнале светофора, а при отсутствии светофора — перед приближающимся железнодорожным подвижным составом.

Министерством был разработан законопроект, посредством которого планировалось увеличить административный штраф за упомянутые правонарушения со 100 до 2 000 рублей, а также отменить такой альтернативный вид наказания как предупреждение. Однако одобрен данный законопроект так и не был.

Параллельно ГД РФ рассматривался также другой законопроект № 416294-7, которым планировалось внести изменения в ст. 12.10 КоАП РФ, дополнив ее состав, а также отредактировав в части размера штрафа за совершенный проступок (пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде — ч. 1, а также иные нарушения правил проезда через железнодорожные переезды ч. 2). 14.04.2021 г. законопроект одобрен Советом Федерации. Теперь минимальный размер штрафа здесь будет 5000 рублей. Принятие закона с момента регистрации в думе его проекта длилось более трех лет!

В денежном выражении ответственность за рассматриваемые проступки ничтожна мала, но нужно понимать, что пренебрежение простыми правилами безопасности на объектах, обслуживающих железнодорожный транспорт, может стоить жизни не только взрослым, но и детям. А это уже не имеет стоимостной характеристики. Однако наши сограждане установленного сейчас наказания совершенно не боятся, а в смертельную опасность своего поведения, по всей видимости, не воспринимают всерьез. Пора что-то менять.

Прикрепленные файлы:

Приказ Минтранса России от 08.02.2007 N 18.pdf